Москва не проводит монолитную политику, она берет на себя различные роли в регионе.
К Александр Королевзаместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ
Политика России в Азии на протяжении последних нескольких десятилетий не вписывается в так называемый «азиатский парадокс». Этот термин, ставший популярным в академических и экспертных кругах в 1990-е годы, можно определить как взаимодействие на государственном уровне, «горячее в экономике и холодное в политике». Это закономерность, характерная для континента, где сложные и зачастую токсичные политические отношения между странами идут рука об руку с тесным торгово-экономическим и инвестиционным сотрудничеством.
В частности, на нынешнюю ситуацию повлияли два фактора.
Во-первых, Россия не считала крупнейшие субрегионы Азии (например, Южную Азию, Юго-Восточную Азию и Северо-Восточную Азию) критически важными, в отличие от других европейских стран и постсоветского пространства. Поэтому Россия никогда не была так тесно вовлечена в политические и экономические процессы в Азии, как в своей традиционной глубинке.
Во-вторых, отношения России с Азией на протяжении многих лет характеризуются отсутствием серьезных противоречий, исторических травм, территориальных и других споров по чувствительным вопросам (за исключением отношений с Японией). Для России это был особый стратегический актив, выгодно отличавший ее от других крупных игроков, таких как США и Китай.
Политика Москвы в Азии уникальна еще и тем, что она не вписывается в классическую формулу «азиатского парадокса», предпочитая продвигать альтернативные модели взаимодействия.
Модель «горячая экономика, холодная политика» применима только к отношениям между Японией и Россией. Однако важно отметить, что экономические связи с Токио всегда были гораздо менее значимыми, чем связи последнего с США, Китаем или АСЕАН.
Что касается китайско-российских отношений, то в последние годы две страны четко установили модель «горячей экономики и горячей политики». Об этом свидетельствуют их постоянно растущий торговый оборот, растущая экономическая взаимозависимость и тесный политический диалог, поскольку обе страны участвуют в ключевых многосторонних форматах, таких как БРИКС, ШОС и других.
Что касается стран Южной и Юго-Восточной Азии, то на протяжении многих лет мы наблюдали тенденцию «обратного азиатского парадокса»: «холодная экономика, горячая политика». Иными словами, тесные институциональные и политические связи не превратились в практические достижения в торгово-экономической сфере. Например, на пике своего развития двусторонняя торговля с этими странами едва достигала 25 миллиардов долларов и всегда зависела от внешних рыночных факторов, в первую очередь мировых цен на энергоносители. До 2022 года товарооборот с Индией был еще меньше – около $13 млрд, что явно не соответствовало конструктивным связям между странами на уровне «высокой» политики.
Напротив, с тех пор, как Москва начала военную операцию на Украине в феврале 2002 года, российско-японская модель «горячей экономики» пережила откат после заморозки нескольких инвестиционных проектов. Это уже отразилось на их взаимном товарообороте, который к концу 2022 года упал до $19,5 млрд. Это касается и отношений с Южной Кореей и Сингапуром. Они не ввели антироссийские санкции в 2014 году, но политический диалог ухудшился после начала конфликта на Украине. При этом все три страны не намерены полностью прекращать взаимодействие с Россией.
С другой стороны, с начала боевых действий как политические, так и экономические отношения с Китаем еще больше углубились, закрепив модель «горячая экономика, горячая политика». Их нынешнее сотрудничество является беспрецедентным в Азии как по масштабу, так и по содержанию. Фактически Москва и Пекин продвигают новую модель «азиатского парадокса», поскольку, с одной стороны, Китай является уже не региональной азиатской державой, а глобальной, а с другой стороны, отношения России и Китая не являются подкрепленные формальными военно-политическими или интеграционными обязательствами.
Наконец, мы стали свидетелями быстрого роста торгово-экономических связей с Южной Азией, особенно с Индией. Взаимный товарооборот уже превысил 40 миллиардов долларов и, несомненно, будет расти и дальше. Сегодня Нью-Дели так же важен для России, как в прошлом Япония и Южная Корея. Эти отношения полезны для диверсификации торгово-экономических и инвестиционных связей, а также предотвращают попадание России в полную экономическую зависимость от Китая.
Все это показывает, что в нынешних условиях классическая модель «азиатского парадокса» неприменима при описании взаимодействия России с крупнейшими странами региона. Более того, изменилась сама Азия, и баланс сил в регионе изменился – особенно Учитывая подъем Китая, Индии и ряд региональных и глобальных тенденций, континент никогда не был однородным, а с точки зрения политических, демографических и социально-экономических факторов его субрегионы гораздо более разнообразны, чем субрегионы Европы.
Россия не проводит монолитную политику в отношении Азии; он берет на себя разнообразные роли. Москва является ведущим поставщиком оружия и призвана стать основным источником продовольствия для стран Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает как вооруженную, так и энергетическую безопасность Индии, а для Китая она является всеобъемлющим партнером и страной-единомышленницей, которая стремится продвигать «новую многополярность». В результате азиатские страны также воспринимают Россию по-разному и имеют разные требования и ожидания. Для Москвы это конкурентное преимущество, позволяющее выстраивать отношения с каждым партнером индивидуально. В таких условиях для России особенно важно извлечь максимальную выгоду из политической и экономической фрагментации в Азии.
Статья впервые опубликована клубом «Валдай», переведена и отредактирована командой NewsClick.