Беларусь ведет «гибридную войну» с Западом?


К Джонатан Миллинз, доктор философии в Университете Антверпена в Бельгии

Когда звук световых гранат эхом разносится над польско-белорусской границей на фоне обострения миграционного кризиса, в политическом словаре появляется новое модное слово — гибридная война. Хотя термин старый, он приобрел новую динамику.

В июне министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис охарактеризовал конфронтацию с Беларусью как «Операция гибридной войны», утверждая, что Минск использует мигрантов, прилетевших из стран Ближнего Востока и доставленных на автобусах до границы, в качестве оружия для дестабилизации его страны. Ранее в этом месяце президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Беларусь участвует в «Гибридная атака» по ЕС. На прошлой неделе за этим последовал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, который обвинил Беларусь в гибридных атаках на сумму «Государственный терроризм».

Хотя единого определения «гибридной войны» не существует, ее часто описывают как набор нетрадиционных методов ведения войны, которые могут включать политическое и избирательное вмешательство, спонсирование и финансирование негосударственных групп, атаки СМИ и пропаганды, международные судебные иски. , кибератаки и экономическая война.

Ни один из этих гибридных методов не регулируется Женевскими конвенциями, и хотя некоторые утверждают, что международные правовые нормы запрещают их использование, не существует окончательного международного правового порядка, регулирующего эту серую зону в современной войне. Это, возможно, объясняет, почему гибридная война, включая использование экономических санкций, также так популярна у многих западных правительств.

Таким образом, возможное использование белорусскими властями мигрантов для оказания давления на соседние государства может подпадать под категорию тактики гибридной войны. Но почему президент Александр Лукашенко делает это сейчас?

Разрешение или даже поощрение мигрантов использовать Беларусь в качестве коридора в ЕС не должно было стать полной неожиданностью для Брюсселя. Ранее в этом году Брюссель прекратил финансовую поддержку и техническую помощь Беларуси в области совместного управления границами и сотрудничества в области безопасности. МИД Беларуси проинформировал ЕС, что они не смогут восполнить дефицит финансирования, оставшийся в их бюджете, и что ЕС и его государства-члены должны будут нести ответственность за любые негативные последствия. Лукашенко предупреждал ЕС в июле, «Мы не будем никого сдерживать. В конце концов, мы не их конечный пункт назначения. Они направляются в светлую, теплую, уютную Европу ».

Политика иммиграции и убежища долгое время была болезненным местом для ЕС, даже до кризиса беженцев 2015-2016 годов. Действия ЕС в этом эпизоде, в котором они заплатили Турции более 3 миллиардов евро за то, чтобы они остановили въезд мигрантов в ЕС, а также закрывали глаза на нарушения прав человека и политические репрессии в стране, должны были сделать интересное предложение для Минска.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров только на прошлой неделе поднял вопрос о том, что ЕС заплатит Беларуси за прекращение миграционных потоков, и призвал западные страны взаимодействовать напрямую с Минском, а не через Москву.

В понедельник Ангела Меркель из Германии позвонила Лукашенко, чтобы обсудить миграционный кризис на границе — редкая дипломатическая победа для Лукашенко после спорных выборов 2020 года. И Берлин, и Москва признают, что только дипломатический ответ может привести к разрешению проблемы. кризис. Теперь задача Берлина — убедить своих более агрессивных партнеров по ЕС в Варшаве и Вильнюсе согласиться.

Сунь-цзы писал в «Искусстве войны» в V веке до нашей эры, что: «Среди хаоса также есть возможность». Сегодня, когда мы наблюдаем хаос на границе ЕС с Беларусью, именно Лукашенко в полной мере использует эту возможность, в то время как ЕС продолжает ложно полагать, что новые санкции решат их проблемы с Минском.

После четырех раундов санкций ЕС и пятого пакета на подходе Минск чувствовал себя все более загнанным в угол, и все меньше рычагов, которые нужно было использовать, чтобы защитить себя. Постоянные обращения за помощью к России могут показаться привлекательными на первый взгляд, но Лукашенко знает, что многие в Москве теряют терпение в связи с продолжающимся кризисом в стране и хотят скорейшего урегулирования — с его участием или без него.

Те, кто близок к Лукашенко, скажут, что он никогда не собирался снова баллотироваться в президенты в 2025 году. Вместо этого он всегда планировал внести поправки в конституцию, сократить полномочия президента, создать консультативное Всебелорусское народное собрание (ВНПА) на конституционная основа, обеспечивая при этом сохранение существующей социально-экономической модели. В этом сценарии Лукашенко, вероятно, покинул бы свой пост примерно в 2024 году (потенциально перейдя на роль в ABPA) и использовал бы промежуточный период для определения и подготовки своего преемника.

Несмотря на неожиданный политический кризис, с которым столкнулась страна после спорных президентских выборов в августе 2020 года, Лукашенко старался придерживаться первоначального графика. Следующим шагом в этом процессе станет референдум по новой конституции в январе или феврале 2022 года, за которым последуют новые местные и парламентские выборы в 2023 году. Это все равно оставит Лукашенко возможность покинуть свой пост в 2024 году.

Именно в этом контексте Минску пришлось определить способы создания времени и политического пространства для реализации плана. Одним из таких решений было использование гибридной тактики против ЕС. Столкнувшись с коллективными ресурсами ЕС и НАТО, решительно настроенными на смену режима, у Беларуси есть несколько вариантов, кроме как максимально использовать свои ограниченные ресурсы и географическое положение в ответ на внешние угрозы.

Нравится эта история? Поделись с другом!

Утверждения, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.