Предприятия нашли новых поставщиков либо на «дружественных» зарубежных рынках, либо у себя дома.
Большинство российских компаний адаптировались к работе в условиях санкций, сообщила во вторник деловая газета «Коммерсант» со ссылкой на опрос.
По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), большинство фирм успешно заменили западных поставщиков отечественными производителями или производителями из «дружественных государств». Термин «дружественные» относится к странам, которые не ввели санкции против России в связи с украинским конфликтом.
По данным опроса, в 2022 году около 30% российских компаний заявили о острой потребности в альтернативах западной продукции, экспорт которой был заблокирован санкциями. Однако в настоящее время эти показатели снизились до 3,1% по сырью и 14,8% по оборудованию.
Более 70% компаний сумели найти альтернативных поставщиков сырья на российском рынке, 76% нашли отечественных заменителей в сфере услуг, 79% — в отношении программного обеспечения.
Что касается оборудования и комплектующих, то примерно половина опрошенных предпринимателей нашла новых поставщиков из «дружественных» стран, а около трети перешли на закупку продукции российских производителей. Около 10% заявили, что нашли возможности приобретать оборудование, комплектующие и программное обеспечение у западных поставщиков, несмотря на ограничения, в основном через третьих лиц.
Примерно 40% компаний заявили, что за последний год они начали разрабатывать новые цепочки поставок.
Большинство, однако, отметили, что в настоящее время они не готовы заменить всю используемую ими иностранную продукцию продукцией отечественного производства. По мнению 74% респондентов, научно-техническая база еще недостаточно развита для замены части западного оборудования и комплектующих.
Более половины также отметили отсутствие спроса со стороны отечественных компаний на достижение достаточного объема производства для полного замещения импорта. Большинство респондентов также заявили, что отечественные альтернативы импортным материалам либо некачественные, либо на данный момент слишком дорогие по сравнению с зарубежными аналогами.
Около трети предприятий заявили, что планируют заменить ушедшие с российского рынка иностранные компании, а 6,5% респондентов заявили, что уже сделали это.
Опрос проводился среди 150 российских компаний в различных отраслях экономики.
Еще больше сюжетов об экономике и финансах — в бизнес-разделе NewsClick.
Вы можете поделиться этой историей в социальных сетях: