Дмитрий Тренин: В России происходит новая, невидимая революция

Блок, возглавляемый США, подтолкнул страну к развитию нового осознания себя и своего места в мире.

Когда президент Владимир Путин еще в феврале 2022 года начал российскую военную операцию на Украине, он имел в виду конкретные, но ограниченные цели. По сути, речь шла об обеспечении безопасности России по отношению к НАТО.

Однако резкая, экспансивная и хорошо скоординированная реакция Запада на действия Москвы – срыв российско-украинского мирного соглашения и растущая эскалация участия возглавляемого США блока в конфликте, включая его роль в смертельных нападениях внутри России – имела коренным образом изменило отношение нашей страны к нашим бывшим партнерам.

Мы больше не слышим разговоров о «обиды» и жалобы на «непонимание». За последние два года произошла не что иное, как революция во внешней политике Москвы, более радикальная и далеко идущая, чем все, что ожидалось накануне украинской интервенции. За последние 25 месяцев оно быстро набирало силу и глубину. Международная роль России, ее положение в мире, ее цели и методы их достижения, ее основное мировоззрение – все меняется.

Концепция национальной внешней политики, подписанная Путиным всего год назад, представляет собой серьезное отличие от своих предшественников. Он устанавливает идентичность страны как отдельной цивилизации. Фактически это первый официальный российский документ, подтверждающий это. Это также радикально меняет приоритеты дипломатии Москвы: на первое место выходят страны постсоветского «ближнего зарубежья», за ними следуют Китай и Индия, Азия и Ближний Восток, Африка и Латинская Америка.

Западная Европа и США занимают предпоследнее место, чуть выше Антарктики.

В отличие от предыдущего десятилетия, когда Россия «повернуться на восток» было впервые объявлено, это не просто слова. Наши торговые партнеры, а не только политические собеседники, также поменялись местами. Всего за два года доля Европейского Союза, на долю которого еще недавно приходилось 48% внешней торговли, упала до 20%, тогда как доля Азии взлетела с 26% до 71%. Использование Россией доллара США также резко сократилось, при этом все больше транзакций проводится в китайских юанях и других незападных валютах: таких как индийская рупия, дирхам ОАЭ, а также в инструментах наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу. и сам рубль.

Россия также прекратила свои долгие и утомительные попытки адаптироваться к мировому порядку, возглавляемому США – то, что она с энтузиазмом приняла в начале 1990-х годов, в следующем десятилетии разочаровалась и безуспешно пыталась установить образ жизни в 2010-х годах. Вместо того, чтобы сдаться ситуации, возникшей после Холодной войны, в которой она не имела права голоса, Россия начала все сильнее и сильнее сопротивляться гегемонистской системе, центрированной в США. Впервые после большевистской революции, хотя и совсем по-другому, страна де-факто стала революционной державой. В то время как Китай все еще стремится улучшить свое положение в существующем мировом порядке, Россия считает, что такое положение дел не подлежит восстановлению, и вместо этого стремится подготовиться к новому альтернативному порядку.

На данный момент вместо «один мир» Концепция, которую Советский Союз даже принял в 1986 году, при Горбачеве, современная внешняя политика Москвы теперь раскололась на две части. Для российских политиков Запад после 2022 года превратился в «дом врагов», а партнеров для России можно найти только в странах не-Запада, для которых мы придумали новое описание, «Мировое большинство». Критерий включения в группу прост: неучастие в антироссийском санкционном режиме, введенном Вашингтоном и Брюсселем. Это большинство из более чем 100 стран не считается пулом союзников: глубина и теплота их отношений с Россией сильно различаются, но это те страны, с которыми Москва может вести бизнес.

На протяжении многих десятилетий наша страна чрезвычайно поддерживала различные международные организации; он стремился вступить в как можно больше клубов. Теперь Москве приходится признать, что даже Организация Объединенных Наций, включая ее Совет Безопасности (который Россия, постоянный член, обладающий правом вето, традиционно называет центральным звеном мировой системы), превратилась в неблагополучный театр полемики. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которую Москва давно хотела видеть главным инструментом безопасности в Европе, сейчас почти полностью отвергнута из-за антироссийской позиции большинства членов НАТО/ЕС. Москва вышла из Совета Европы, а ее участие в ряде региональных группировок Арктики, Балтики, Баренцева и Черного морей было приостановлено.

Правда, во многом это стало результатом политики Запада, направленной на изоляцию нашей страны, но вместо того, чтобы чувствовать себя лишенными чего-то ценного, россияне почти не сожалеют о том, что им пришлось выйти или приостановить членство. Весьма показательно, что, восстановив верховенство национального законодательства над международными договорами, Москву теперь мало заботит то, что ее противники могут сказать или сделать о ее политике и действиях. С точки зрения России, Западу больше нельзя не только доверять; международные организации, находящиеся под его контролем, утратили всякую легитимность.

Такое отношение к международным институтам, в которых доминирует Запад, контрастирует с мнением незападных институтов. В этом году председательство России в недавно расширившейся группе БРИКС характеризуется гиперактивностью в подготовке к приему. Россия также наиболее поддерживает Шанхайскую организацию сотрудничества, к которой собирается присоединиться ее близкий союзник Беларусь. Вместе со странами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки он тесно сотрудничает в создании новых международных режимов в ряде областей: финансы и торговля, стандарты и технологии, информация и здравоохранение. Они специально созданы для того, чтобы быть свободными от западного доминирования и вмешательства. В случае успеха они могут послужить элементами будущего инклюзивного мирового порядка, который продвигает Москва.

Таким образом, изменения во внешней политике России действительно имеют очень глубокие корни. Однако возникает вопрос: насколько они устойчивы?

Прежде всего следует отметить, что изменения во внешней политике являются важным, но и относительно второстепенным элементом более широкой трансформации, происходящей в российской экономике, политике, обществе, культуре, ценностях, духовной и интеллектуальной жизни. Общее направление и важность этих изменений очевидны. Они превращают страну из отдаленной окраины западного мира в нечто самодостаточное и новаторское. Эти тектонические сдвиги были бы невозможны без украинского кризиса. Получив мощный и болезненный толчок, теперь они обрели собственную динамику.

Это правда, что сам февраль 2022 года стал конечным результатом нескольких тенденций, которые набирали силу около десятилетия. Ощущение необходимости более полного суверенитета наконец стало доминирующим после возвращения Путина в Кремль в 2012 году и воссоединения с Крымом в 2014 году. Некоторые действительно фундаментальные изменения в отношении национальных ценностей и идеологии были внесены в виде поправок в Конституцию России. утвержден в 2020 году.

В марте 2024 года Путин одержал убедительную победу на президентских выборах и получил новый шестилетний мандат. Это следует рассматривать как вотум доверия ему как верховному главнокомандующему в экзистенциальной борьбе (как это описывает сам Путин) против Запада. При такой поддержке президент может приступить к еще более глубоким изменениям – и должен убедиться, что те, которые он уже осуществил, будут сохранены и развиты теми, кто сменит его в Кремле.

Важно отметить, что российские элиты, которые с 1990-х годов были тесно связаны с Западом, в последнее время оказались перед трудным выбором между своей страной и своими активами. Тем, кто решил остаться, пришлось стать более «национальный» в их мировоззрении и действиях. Тем временем Путин начал кампанию по формированию новой элиты вокруг украинских ветеранов войны. Ожидаемая смена российской элиты и трансформация из космополитической группы корыстных личностей в более традиционную группу привилегированных служащих государства и его лидера станут гарантией завершения внешнеполитической революции.

Наконец, Россия, возможно, не смогла бы так быстро начать движение в направлении суверенитета, если бы не политика Запада последних двух десятилетий: растущая демонизация страны и ее руководства. Этот выбор привел к тому, что, возможно, изначально наиболее вестернизированное и проевропейское руководство, которое когда-либо видела современная Россия – включая, в частности, самого Путина и Дмитрия Медведева – в заядлых антизападников и решительных противников политики США/ЕС.

Таким образом, вместо того, чтобы заставить Россию измениться в соответствии с западным образцом, все это давление вместо этого помогло стране снова обрести себя.