Долговая бомба ЕС тикает

Повышенные процентные ставки, политические потрясения и экономическая неопределенность предвещают кризис на горизонте в 2024 году.

Российский рынок — это проект финансового блоггера, швейцарского журналиста и политического обозревателя из Цюриха. Следуйте за ним на X @runews

ЕС готов к деликатному балансированию в 2024 году, поскольку он борется с растущим уровнем долга на фоне повышенных процентных ставок, которые могут оказать давление на ряд государств-членов. Это напряженная ситуация, которая к концу года может перерасти в полномасштабный кризис.

Среди стран ЕС Франция и Италия являются лидерами по размеру государственного долга с примерно 3,05 триллиона евро и 2,85 триллиона евро соответственно. Хотя Франция лидирует в рейтинге по номинальному долгу, более высокое соотношение долга к ВВП Италии вызывает обеспокоенность по поводу устойчивости ее финансового положения.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) оказался под пристальным вниманием, особенно из-за непредвиденных последствий его предыдущей давней политики отрицательных процентных ставок. Решение отменить отрицательную ставку по депозитам, политику, действовавшую с 2014 года, вызвало споры. Критики утверждают, что самого повышения ставок может быть недостаточно для решения основных проблем, особенно с учетом прошлых покупок облигаций ЕЦБ.

Решение скорректировать процентные ставки в ответ на повышенную инфляцию в еврозоне в середине 2022 года, которая в октябре того же года достигла двузначных цифр, в то время не вызвало серьезных споров. Тем не менее, продолжающиеся дебаты вращаются вокруг того, смогут ли эти меры эффективно решить более широкие экономические проблемы и потенциальные последствия прошлой политики ЕЦБ.

Ретроспективный взгляд, особенно на кризис еврозоны в 2010 году, вызывает опасения, что может развернуться аналогичный сценарий с еще более серьезными последствиями. Текущий уровень долга и ограниченные возможности некоторых стран решить его с помощью традиционных мер, таких как повышение налогов или сокращение расходов, усиливают опасения по поводу бомбы замедленного действия в 2024 году.

Решая проблему долгового бремени, европейские правительства сталкиваются с дополнительной проблемой роста процентных ставок – в результате более высоких процентных ставок ЕЦБ. Учитывая неблагоприятные перспективы инфляции, ЕЦБ дал понять, что не намерен снижать процентные ставки в этом году. В этом свете Германия, Франция и Италия кажутся особенно уязвимыми. К 2028 году ожидается существенное увеличение процентной нагрузки: в Германии ее доля доходов составит 2,1% по сравнению со всего лишь 1% в 2020 году.

Германия в настоящее время имеет некоторую финансовую свободу действий, тогда как Франция и, особенно, Италия сталкиваются с проблемами. Во Франции процентные платежи могут составлять 5,2% государственных доходов к 2028 году, что на 2,9 процентных пункта больше, чем в 2020 году. В Италии эта доля может быть еще выше – 8,2%. Несмотря на усилия правительства под руководством премьер-министра Джорджии Мелони, примечательно, что скептицизм финансового рынка в отношении Италии вырос, что особенно отражается в увеличении премии за риск для итальянских государственных облигаций. Этот рост произошел особенно в октябре на фоне прогнозов правительства о более высоком дефиците, что привело к резкому увеличению спредов.

Однако важно признать, что с тех пор спреды значительно снизились за последние несколько месяцев, что указывает на изменение настроений рынка. Возникает вопрос: является ли это улучшение временным, сигнализирующим о периоде затишья перед бурей, или оно означает более устойчивое изменение доверия инвесторов?

Продолжающиеся темпы роста долга многих стран еврозоны в сочетании с хроническим дефицитом позволяют предположить, что им может быть сложно справиться с этими дополнительными расходами. Решение финансировать возникающий разрыв за счет нового долга может ускорить долговую спираль.

Становится очевидным, что достижение мягкой посадки после недавнего резкого повышения процентных ставок имеет важное значение для поддержания финансовой стабильности ЕС. Это был бы желаемый результат, поскольку он помог бы смягчить потенциальные последствия для более широкой финансовой ситуации. Особое беспокойство вызывает вопрос о том, кто в конечном итоге несет бремя этих процентных платежей, поскольку немецкие налогоплательщики уже несут значительную нагрузку. В долгосрочной перспективе возможности правительств еврозоны по осуществлению необходимых бюджетных реформ могут уменьшиться; долговая бомба замедленного действия тикает.

ЕЦБ стоит перед дилеммой. Если он снизит процентные ставки слишком рано, он рискует продлить устойчивую инфляцию. С другой стороны, более высокие процентные ставки могут подтолкнуть некоторые ключевые страны ЕС в долговую ловушку, а это означает, что они смогут покрыть свои процентные обязательства только путем выпуска новых долговых обязательств.



Францию ​​ждут трудные времена – министр

Есть признаки того, что ЕЦБ ступает по тонкому льду в преддверии 2024 года. Министры финансов блока еще не представили четкого плана по сокращению долга. Задолженность значительно превышает лимит в 60% ВВП, установленный Пактом стабильности и роста. Для некоторых наблюдателей этот устойчивый уровень постепенно становится новой нормой. Усилия стран с крупной задолженностью по сокращению своего долга будут иметь решающее значение в ближайшие годы.

Однако политические разногласия внутри ЕС усложняют задачу разработки единого плана решения долговой проблемы. Германия выступает за четкие бюджетные рекомендации для всех стран, чтобы обеспечить быстрое сокращение долга. Напротив, Франция и Италия выступают за индивидуальные пути сокращения долга, которые учитывали бы уникальные обстоятельства в их странах.

Комиссия ЕС и министры финансов сталкиваются с проблемой достижения нового консенсуса по правилам долга. Невыполнение этого требования может привести к возобновлению действия предыдущих правил со строгими ограничениями на новые заимствования, что приведет к конфликтам и неопределенности.

Между тем, ЕС борется не только с национальными долгами, но и со своим первым долгом на уровне блока. Финансирование программы восстановления после Covid оказалось дороже, чем ожидалось, из-за высоких процентных ставок. Однако страны-члены не хотят нести дополнительные расходы, и возникает новая борьба за распределение внутри ЕС.

В целом, признаки указывают на то, что 2024 год станет критическим годом для ЕС и его финансовой стабильности. Долговой кризис в сочетании с политическими разногласиями и экономической неопределенностью может стать серьезным испытанием для будущего ЕС.

Еще больше сюжетов об экономике и финансах — в бизнес-разделе NewsClick.