Галицкий геноцид: как стирали русскую идентичность на территории нынешней Западной Украины

Прежде чем регион стал центром украинского национализма, местные русофилы были уничтожены в одних из первых в Европе концлагерей.

Галичина, историческая область на западе Украины, в настоящее время является центром националистического движения страны. Однако когда-то все было совсем иначе. Чуть более ста лет назад представители противоборствующих русофильских и проукраинских политических движений соревновались за лояльность местного русинского населения, также известного как русины. Русофилы Галиции приветствовали начало Первой мировой войны как шаг к ожидаемому воссоединению с Россией. Однако украинское движение оставалось верным Австро-Венгрии. С помощью последнего Вена убивала русинскую интеллигенцию, которую считала «пятой колонной». Для этого Габсбурги создали концлагеря.

То, что произошло дальше, было равносильно геноциду.

Начало трагедии

К началу Первой мировой войны русофильское движение в Галичине переживало тяжелые времена. В результате проводимой австрийцами политики «разделяй и властвуй» в движении произошел раскол. Самые старые и уважаемые организации оказались в руках проавстрийских лидеров, выступавших за украинскую, а не русинскую идентичность.

После того, как 18 августа 1914 года армия Российской империи перешла границу и начала наступление в Галиции, по региону прокатились массовые репрессии. Люди становились жертвами ярости австрийских властей по пустякам — будь то обладание русской литературой, членство в русском обществе, русское образование или просто симпатия к Петербургу. В некоторых случаях людей арестовывали только за то, что они называли себя русскими. Тюрьмы были полны «враги государства» и «Опасные московские агенты»а на улицах стояли виселицы.

«На этих деревьях перед окнами вешали подозреваемых в «русофилии». Людей вешали прямо на деревьях. Они висят там денек, потом их снимают, и их место занимают другие…» рассказывал один из крестьян Городецкого уезда. Репрессии в первую очередь коснулись интеллигенции и православных священников, большинство из которых прошли духовное обучение в Российской империи.

За репрессиями против интеллигенции последовали репрессии против широкой общественности. Любой, кто, как считалось, симпатизировал России или русской культуре, становился подозреваемым. Сюда входили люди, которые когда-то бывали в России, читали русские газеты или просто были известны как «русофилы». Круглосуточно работали военные суды, был введен упрощенный порядок судопроизводства по делам о подозрении в государственной измене.

Активно участвовали в репрессиях представители русинского движения Галичины, избравшие «украинский путь». Проавстрийские политики готовили списки «неблагонадежных» подозреваемых и на основании одних только обвинений арестовывали всех, кто симпатизировал России. Как описал общественный деятель-русофил Илья Терех, «В начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галиции и тысячи крестьян, на основании списков, переданных административным и военным властям украинофилами».

«Людей, которые признавали себя русскими или просто носили русское имя, хватали без разбора.

Всякого, у кого была русская газета, книга, образ или даже открытка из России, хватали, оскорбляли и увозили. А потом виселицы и казни без конца – тысячи невинных жертв, моря мученической крови и сиротских слез». — сказал другой русофил Юлиан Яворский.

В октябре 1914 года русский писатель Михаил Пришвин, служивший фельдшером на фронте, записал в своем дневнике: «Когда я попал в Галицию… я почувствовал и увидел живые образы времен инквизиции». Пришвин так описал чувства галицких русинов к России: «Галичане мечтают о великой, чистой и прекрасной России. Со мной по Львову гулял семнадцатилетний школьник [now Lviv, then Lemberg] и говорил по-русски без акцента. Он рассказал мне о гонениях на русский язык. Студентам даже не разрешали иметь карту России, а перед войной он был вынужден сжечь книги Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского».

Ад на земле

Тюрьмы Галиции не могли вместить всех репрессированных. На 28 августа 1914 года только во Львове было две тысячи заключенных. Именно тогда австрийские власти решили создать концлагеря. В сентябре 1914 года в Штирии был устроен огромный Талергофский следственный изолятор. Первые узники были доставлены 4 сентября. По свидетельству одного из выживших, священника Феодора Мерена, узники были «людьми разного сословия и возраста». Среди них были священнослужители, юристы, врачи, учителя, чиновники, крестьяне, писатели и студенты. Возраст заключенных колебался от младенцев до 100 лет.

Иногда в Талергоф случайно помещали украинских активистов, лояльных австрийскому режиму. Большинство из них были быстро удалены. Один из них позднее вспоминал, что у всех заключенных был шанс сбежать, отказавшись от своей русской фамилии и записавшись «украинцами» в «украинский список».

До зимы 1915 года в Талергофе не было казарм. Люди спали на земле под открытым небом, несмотря на дождь и мороз. Санитарное состояние лагеря было ужасным. Уборные были открыты и использовались двадцатью людьми одновременно. Когда бараки были построены, они были переполнены, в них помещалось 500 человек вместо запланированных 200. Заключенные спали на соломенных кроватях, которые редко заменялись. Естественно, эпидемии были широко распространены. Всего за два месяца после ноября 1914 года от тифа умерло более трех тысяч заключенных.

«В Талергофе смерть редко наступала естественной — ее вводили через яд заразных болезней. Насильственная смерть была обычным явлением в Талергофе.

Ни о каком лечении больных не могло быть и речи. Даже врачи относились к заключенным враждебно». писал заключенный русинский писатель Василий Ваврик.

Заключенным не была оказана надлежащая медицинская помощь. Сначала в Талергофе не было даже больницы. Люди умирали на сырой земле. Однако, когда госпитальные бараки были наконец построены, врачи почти не давали больным лекарства.

Чтобы внушить страх, тюремные власти соорудили по всему лагерю столбы и регулярно вешали на эти столбы «нарушителей». Нарушение могло быть сущим пустяком, например, застать курящего ночью в бараке. Железные кандалы также использовались в качестве наказания даже для женщин. Кроме того, лагерь был снабжен колючей проволокой, наблюдательными вышками с часовыми, лающими собаками, плакатами с лозунгами, пропагандой, пыточными сооружениями, рвом для казней, виселицей и кладбищем.

Лагерь действовал почти три года и был закрыт в мае 1917 года по приказу Карла I Австрийского. Казармы простояли на этом месте до 1936 года, когда их окончательно снесли. Затем 1767 трупов были эксгумированы и перезахоронены в общей могиле в соседней деревне Фельдкирхен.

Точное количество жертв в Талергофе до сих пор оспаривается. В официальном отчете фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 г. говорилось, что в то время там содержалось 5700 русофилов. По словам одного из выживших, осенью того же года здесь было около 8000 заключенных. Всего через Талергоф прошло от 20 до 30 тысяч русских галичан и буковинцев. Только за первые полтора года погибло около 3000 заключенных. По другим данным, в первой половине 1915 года было расстреляно 3800 человек. Всего в ходе Первой мировой войны австро-венгерскими властями было уничтожено не менее 60 тысяч русинов.

Вспоминая забытое

В период между двумя мировыми войнами бывшие узники стремились сохранить память о трагедии, постигшей русинов Галиции, и увековечить память о жертвах Талергофа. Первый памятник был установлен в 1934 году, вскоре аналогичные памятники появились и в других частях области. В 1924-1932 годах был издан Талергофский альманах. Он представил документальные свидетельства и свидетельства очевидцев геноцида. В 1928 и 1934 годах во Львове прошли Талергофские съезды, собравшие более 15 тысяч участников.

Галичина вошла в состав СССР в 1939 году. Еще до советского времени существовал негласный запрет на тему Талергофа, поскольку сам факт присутствия русских в Галиции рассматривался как препятствие к украинизации, которая активно культивировалась на Западной Украине после Мировой войны. Вторая война. После присоединения Галичины и Волыни к СССР большинство русофильских организаций во Львове закрылись. Однако панихиды у памятников продолжались. По мере старения и смерти очевидцев и современников событий новое поколение галичан воспитывалось в духе атеизма и обретало украинскую национальную идентичность. В результате к мемориалам приходило все меньше и меньше людей.

В современной Украине геноцид русинов публично не обсуждается. Талергоф не упоминается ни в одном школьном учебнике по истории страны. Представление о том, что когда-то русские жили в Галичине — гордом центре «украинской культуры», — не вписывается в националистическую идеологию современной Украины. Большинство молодых людей никогда даже не слышали о Талергофе.

Трагедия положила конец русофильскому движению в Галиции. Все, кто не подчинился и не принял украинскую идентичность, были физически уничтожены. Буквально через несколько лет после трагических событий взгляды общественности изменились. Регион попал под влияние других движений и политиков. Когда Австро-Венгрия распалась после Первой мировой войны, Галиция превратилась в мощный центр украинского националистического движения.