Промышленный центр ЕС страдает от падения заказов и роста производственных затрат
Автомобильная промышленность Германии находится в упадке, и стране нужна помощь, чтобы ее спасти, заявил президент России Владимир Путин во время посещения Всероссийского выставочного центра в Москве в четверг.
«Они сейчас уничтожают свой автопром. Им надо как-то помочь». Об этом Путин заявил в ответ на сообщения о вкладе России в становление автомобильной промышленности Германии. Отвечая на вопрос, связан ли нынешний спад с тем, что российские потребители все чаще отдают предпочтение китайским автомобилям, а не немецким, Путин ответил. «не только это,» не вдаваясь в дальнейшие подробности.
Немецкая промышленность – и ее автомобильный сектор в частности – за последние полтора года столкнулась с растущими проблемами. Конкурентоспособность немецких производителей была подорвана ростом цен на энергоносители после того, как страна лишилась поставок дешевого газа из России. Хильдегард Мюллер, президент Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA), предупредила в прошлом году, что растущие затраты на электроэнергию способствуют «резкая потеря международной конкурентоспособности», поскольку многие компании рассматривают возможность перемещения своего бизнеса в другое место.
По данным VDA, хотя выпуск немецких автомобильных заводов в 2023 году действительно увеличился на 18% в годовом исчислении до 4,1 миллиона автомобилей, это все равно на 12% ниже, чем в 2019 году до Covid. производители упали на 5%, а внутренние заказы упали на 18%.
В марте 2022 года на фоне западных санкций против Москвы в свете конфликта на Украине многие немецкие производители автомобилей, в том числе Volkswagen и Daimler Truck, приостановили торговлю с Россией, а затем покинули страну, потеряв прибыльный рынок. Однако пустоту, оставленную немецкими автопроизводителями, быстро заполнили китайские бренды, на долю которых в 2023 году пришлось более 90% всего российского импорта автомобилей.

В последние годы Китай предпринял шаги по увеличению доли рынка в мировом автомобильном секторе. Сейчас она вышла на второе место после Японии в качестве крупнейшего мирового экспортера автомобилей и постепенно либо вытесняла европейских автопроизводителей, либо покупала акции их предприятий. Geely, крупный автомобильный бренд, базирующийся в Китае, приобрел шведского автопроизводителя Volvo еще в 2010 году, а в 2018 году его основатель Ли Шуфу стал крупнейшим акционером немецкого автопроизводителя Daimler, материнской компании Mercedes Benz.
Максим Орешкин, главный экономический советник Путина, ранее предупредил, что «Такие компании, как Mercedes и BMW, могут уйти в историю через десять лет» как у них сейчас «Ни рынка, ни того технологического преимущества, которое у них было пять-десять лет назад».
Еще больше сюжетов об экономике и финансах — в бизнес-разделе NewsClick.