Империя ЕС: Брюссель десятилетиями держал Боснию на привязи. Теперь это новое поле битвы против «российского влияния».


К Гленн Дизен, Профессор Университета Юго-Восточной Норвегии и редактор журнала «Россия в глобальной политике». Следуйте за ним в Твиттере @glenn_diesen

Стабильность в Боснии, кажется, рушится, и усилия ЕС по восстановлению стабильности, похоже, обречены на ухудшение положения. Хотя Брюссель считает себя бескорыстным поставщиком безопасности, на самом деле положение усугубляется.

Более того, ЕС фактически стал основным участником политического конфликта в стране из-за своих попыток утвердить исключительное влияние. Пока Россия бросает вызов гегемонистским амбициям Запада в регионе, другая сторона, вероятно, обвинит Москву в нарушении мира в Боснии.

После холодной войны Запад внес свой вклад в демонтаж Югославии как независимого образования, а затем стремился объединить ее составные части под коллективную гегемонию ЕС и НАТО. Запад создал параллельную международно-правовую инфраструктуру, отделенную от международного права в соответствии с Уставом ООН.

Бывший премьер-министр Италии Джулиано Амато однажды предупредил, что, если Босния не станет членом ЕС, альтернативой будет то, что ЕС «Вместо этого погрязнет в неоколониальной державе». Совсем недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил это мнение, осудив «Неприемлемый колониальный менталитет» ЕС в Боснии. По мере того как доминирование Запада падает, рушится вся параллельная международная система.

Спутниковая Босния

Администрация ЕС в Боснии часто оформляется как колониальное правление. Чрезвычайные полномочия, используемые для управления Боснией из-за границы, предназначались для политически нейтрального органа для выполнения Дейтонского мирного соглашения до восстановления полного суверенитета Боснии. Вместо этого эти полномочия были присвоены ЕС и использованы для демонтажа Дейтона. Брюссель блокирует все пути восстановления суверенитета Боснии.

Боснийская война закончилась в 1995 году соглашением, заложившим основу боснийской конституции, которая предусматривала, что Босния должна состоять из двух автономных образований — боснийско-хорватского образования (Федерация Боснии и Герцеговины) и сербского образования (Республика Сербская). Для боснийских сербов это был третий и последний вариант, поскольку они боролись либо за предотвращение отделения Боснии от Югославии, либо, в качестве альтернативы, позволяли сербам остаться в пределах Югославии, вырвавшись из сепаратистской Боснии.

ООН санкционировала создание Управления Высокого представителя (УВП) в Боснии для реализации системы образований, а в 1997 году УВП предоставило себе больше полномочий по принятию законов и смещению выборных должностных лиц, которые, как считается, подрывают Дейтонское соглашение. После этого Высокие представители (HR) начали «Европеизация» OHR предоставить ЕС де-факто контроль над управлением Боснией.

Как только ЕС утвердил почти колониальный контроль над Боснией, цель этих полномочий изменилась, поскольку OHR начало переходить «Из Дейтона в Брюссель». ЕС утверждал, что Босния может быть стабильной и мирной только в том случае, если она станет членом блока, и чтобы иметь право на присоединение, Босния должна была демонтировать систему автономных образований и централизовать власть в Сараево. ЕС дал понять, что не вернет суверенитет Боснии, пока страна «Это мирное, жизнеспособное государство, идущее к европейской интеграции».

Таким образом, продолжающаяся напряженность между Брюсселем и Республикой Сербской полна противоречий. Республика Сербская ставит права своего автономного образования выше членства в ЕС и поэтому обвиняет Брюссель в незаконном контроле над страной. Республика Сербская часто предупреждает, что отвергнет диктат и, возможно, выйдет из состава Боснии, если ЕС продолжит подрывать Дейтонское соглашение и боснийскую конституцию. Между тем Брюссель неуклюже и неискренне обвинил Республику Сербскую в подрыве «дух» Дейтонского соглашения, противодействуя Дейтонским полномочиям ЕС. Несмотря на то, что эти полномочия используются в первую очередь для срыва соглашения.

Россия против ЕС

Брюссель разумно утверждал, что хрупкий регион не должен превращаться в геополитическую шахматную доску, но необоснованно утверждал, что игры за власть можно предотвратить только путем наложения исключительного влияния ЕС. Блок в погоне за «Гегемонистский мир» подразумевает, что любое иностранное влияние из других сфер опасно и должно сдерживаться.

Россия глубоко критикует попытку ЕС оказать исключительное влияние на Боснию — и необходимые авторитарные и незаконные средства. Не стесняясь слов, Лавров утверждал, что «Это философия, уходящая корнями в древнее колониальное и полуколониальное наследие многих европейских стран».

С точки зрения Москвы, ситуация в Боснии отражает недостатки рушащегося однополярного порядка, навязанного Западом после холодной войны. Запад установил международную систему, основанную на гегемонии, которая требовала параллельной правовой базы, основанной на суверенном неравенстве, чтобы способствовать этому. НАТО монополизировало безопасность в Европе, а ЕС заявил о себе как о «Регулирующая империя» поскольку соседние государства должны были принять постановления и законы Брюсселя, чтобы получить доступ к огромному рынку.

Усилия Брюсселя по экспорту законодательства ЕС, регулирующего правила для российских энергетических компаний с «Третий энергопакет» был ключевым источником конфликта с Москвой. Даже международное право в соответствии с Уставом ООН постепенно заменяется оруэлловской концепцией «Международная система, основанная на правилах», который не имеет никаких конкретных правил, но наделяет Запад прерогативой нарушать международное право под эгидой продвижения либеральных идеалов.

По мере того, как западная гегемония приходила в упадок, эта система становилась все более хрупкой, и теперь мы достигли критической точки, когда текущее положение дел больше не работает. История показывает, что империи начинают рушиться, когда они чрезмерно расширяются, поскольку поддержание империи истощает ресурсы и требует незаконных средств контроля. Этот момент достигнут, поскольку Россия отвергает двусмысленные «Международный порядок, основанный на правилах», экстерриториальная юрисдикция ЕС и параллельная правовая база в Боснии.

Таким образом, Москва, вероятно, предложит больше поддержки президенту Республики Сербской, который выступает за закрытие OHR и восстановление суверенитета Боснии. ЕС должен согласиться с новым международным распределением власти и работать с Россией для выработки взаимоприемлемых решений. Это включает в себя поэтапный отказ от OHR, который должен был существовать в течение двух-трех лет для выполнения Дейтонского соглашения, но теперь существует уже более четверти века и поставил страну на грань правления издалека.

Нравится эта история? Поделись с другом!

Утверждения, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.