Индия — спасательный круг для индустрии нефтяных танкеров

Растущий спрос Индии на нефть и ее планы меньше полагаться на сырую нефть из ее крупнейшего региона поставок, Ближнего Востока, призваны поддержать спрос на нефтяные танкеры, следующие более длинными маршрутами к третьему по величине импортеру нефти в мире.

Индия, которая импортирует более 80% потребляемой сырой нефти, в последние годы намекала, что ей нужно выйти за рамки традиционных поставщиков нефти с Ближнего Востока. Как бы удачно ни было для страны, что рядом с ее берегами находятся одни из крупнейших в мире экспортеров нефти, сейчас Индия стремится повысить свою энергетическую безопасность, имея больший выбор, когда дело доходит до поставщиков нефти. Он также стремится платить меньше за нефть, добываемую за пределами Персидского залива, если позволяют арбитраж и ценовые спрэды.

В этом году стремление Индии к диверсификации стало более актуальным. Недавнее ралли цен на нефть и решение ОПЕК + ограничить рынки до апреля разозлило третьего по величине импортера нефти в мире, поскольку его стоимость импорта резко возросла, а цены на топливо на внутреннем рынке достигли рекордно высокого уровня.

Аналитики и судовые брокеры считают, что более агрессивные планы Индии по диверсификации закупок нефти за пределами Ближнего Востока, вероятно, поддержат мировой рынок нефтяных танкеров как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Поскольку в обозримом будущем спрос на сырую нефть в Индии будет расти, что, возможно, станет ключевым фактором глобального роста, тем более диверсифицированным будет импорт Индии и тем больший спрос на танкеры с пробегом в тоннах они создадут.

Рынок нефтеналивных танкеров от бума до спада

Рынок танкеров, в свою очередь, переходил от бума к спаду за год, прошедший с начала пандемии.

На этот раз в прошлом году ставки на танкеры взлетели до небес, поскольку крупнейший экспортер нефти в мире, Саудовская Аравия, выполнила свое обещание наводнить рынок нефтью, когда она разорвала — ненадолго — свой пакт ОПЕК + с Россией. Саудовцы поспешили заказать супертанкеры, помимо собственного флота, для отправки рекордных объемов сырой нефти на самый прозрачный рынок, США, и их традиционные направления в Азии.

Обвал цен и спроса на нефть перевернул кривую фьючерсов на нефть в глубокое контанго, при этом состояние рынка сигнализировало о перенасыщении и сделало процесс хранения нефти для будущих продаж прибыльным. Это вызвало дополнительный поток танкеров от трейдеров и торговых подразделений крупных нефтяных компаний, которые хотели зафрахтовать суда для использования в качестве плавучих хранилищ.

Всего за одну неделю в марте 2020 года суточные ставки для очень крупных нефтеналивных судов (VLCC) резко выросли с 30 тысяч долларов до разрыва между Саудовской Аравией и Россией до 200-300 тысяч долларов в день, в зависимости от пункта назначения нефтяного груза.

Год спустя, в марте 2021 года, VLCC теряют деньги на некоторых маршрутах, по оценке Clarksons Research, опубликованной The Wall Street Journal.

И не только сокращения ОПЕК + и дополнительное сокращение Саудовской Аравии ограничивают доступность нефти для транспортировки. Это также перенасыщение танкерами на рынке после того, как большинство судов, используемых для плавучего хранения, присоединились к танкерному флоту для перевозки нефти. Плотный рынок нефти и ожидания ускорения мирового спроса на нефть во второй половине года устранили стимулы для трейдеров хранить нефть для будущих продаж, потому что в условиях текущей отсталости рынка быстрые цены выше, чем в более отдаленные сроки.

Неожиданное решение ОПЕК + не увеличивать добычу в следующем месяце еще больше сказывается на рынке танкеров, и владельцы нефтяных танкеров и судовые брокеры будут страдать дольше, чем ожидалось, от массового сокращения добычи ОПЕК +.

В конце концов, этот спад на рынке нефтяных танкеров вряд ли продлится долго — в какой-то момент ОПЕК + ослабит сокращение. Тем временем танкерный рынок, вероятно, выиграет от планов Индии по транспортировке большего количества сырой нефти из мест, более отдаленных, чем ее ближайшие соседи на Ближнем Востоке.

Индийская диверсификация «Музыка для ушей владельцев танкеров»

После того, как ОПЕК + решила перенести сокращения на апрель, Индия просит свои государственные нефтеперерабатывающие заводы активно искать пути диверсификации импорта за пределы Ближнего Востока, поскольку она недовольна более жестким рынком нефти и более высокими ценами на нефть.

По оценкам, в феврале Индия значительно увеличила импорт сырой нефти из Соединенных Штатов, в то же время сократив закупки из Саудовской Аравии до такой степени, что Америка обогнала саудовцев, став вторым по величине поставщиком нефти в Индию. Индийские государственные нефтеперерабатывающие предприятия, как сообщается, ожидают дальнейшего сокращения поставок из Саудовской Аравии в ближайшие месяцы, сообщили агентству Reuters на этой неделе источники, знакомые с этими планами.

Стремление Индии к диверсификации от Ближнего Востока за счет увеличения закупок нефти из России, Венесуэлы (если позволяют санкции США) и, возможно, самого нового производителя нефти в мире, Гайаны, «Может вытеснить некоторый объем поставок от двух крупнейших текущих поставщиков страны, Ирака и Саудовской Аравии, что в конечном итоге поддержит спрос на тонно-милю», Об этом говорится в отчете Gibson Shipbrokers на прошлой неделе.

«Сочетание растущего спроса и перерабатывающих мощностей указывает на растущие торговые потоки в страну как в краткосрочной, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в то время как стремление правительства диверсифицировать импорт приведет только к дальнейшему увеличению количества тонно-миль», Добавлен Gibson Shipbrokers.

Владельцы танкеров более внимательно следят за спросом на нефть в Китае, потому что это единственный крупнейший драйвер роста мирового спроса и потому, что более протяженный китайский маршрут из Персидского залива, по сравнению с перевозками из Персидского залива в Индию, в большей степени поддерживает спрос на танкеры на тонно-милю компания Poten & Partners, занимающаяся разведкой рынка морских перевозок, сообщает

«Баррель сырой нефти, идущий из Персидского залива в Индию, генерирует гораздо меньший спрос на тонно-милю, чем такой же баррель, идущий в Китай», Poten & Partners сообщила в отчете на прошлой неделе, добавив:«Вот почему недавние сообщения о том, что Индия намерена уменьшить свою зависимость от ближневосточной ОПЕК и покупать больше сырой нефти у поставщиков в Атлантическом бассейне, звучат как музыка для владельцев танкеров».

Эта статья изначально была опубликована на сайте Oilprice.com.