Если бы такой ход был легким, он был бы предпринят давным-давно.
В 2021 году Россия поставила около 45% природного газа в Европейский Союз, прокачав около 155 миллиардов кубометров газа по нескольким трубопроводам. В настоящее время ЕС, по-видимому, рассматривает планы поэтапного отказа от российского газа, и в последние недели появились сообщения о том, что ряд африканских стран, таких как Нигерия, Сенегал и Ангола, рассматриваются в качестве источника замены.
Ажиотажа вокруг африканского газа даже больше, чем американского или катарского СПГ, которые кажутся более очевидными заменителями. Просто потому, что сделки с этими государствами не требуют долгих переговоров, а африканский газ — это совсем другое дело.
С февраля правительственные делегации Италии посетили Алжир, Анголу, Египет и Республику Конго. Пока что большинство визитов и переговоров заканчивались лишь декларациями и письмами о намерениях, а ведущие энергетические аналитические центры выражают определенный скептицизм в отношении перспектив поставок газа из Африки в ЕС.
Сколько газа африканские экспортеры смогут поставить в ЕС и когда?
ЕС импортирует газ по трубопроводам из Алжира и Ливии, а также получает сжиженный природный газ (СПГ) из Алжира, Анголы, Камеруна, Египта, Экваториальной Гвинеи и Нигерии. Общая мощность экспортной газовой инфраструктуры Африки (как трубопроводов, так и заводов по производству СПГ) составляет около 170 млрд кубометров (млрд кубометров) в год. При этом 125 млрд кубометров этой мощности находится под контролем Алжира, где ежегодный экспорт газа постепенно снижается до уровня 40–50 млрд кубометров. В целом загрузка экспортных мощностей в Африке составляет около 60% для заводов СПГ и 40% для трубопроводов.
В то время как в Алжире право на экспорт газа закреплено за государственной Sonatrach, в других африканских странах экспортная инфраструктура контролируется крупными западными нефтяными компаниями, представляющими в основном сторону покупателей, а именно Eni, Shell, TotalEnergies и другими. Следовательно, способность правительств африканских стран влиять на объемы и направления экспорта остается под вопросом.
В 2021 г. африканские страны поставили 16,6 млн тонн СПГ (примерно 23 млрд куб. м) в страны ЕС, еще 7 млн тонн было поставлено в Великобританию и Турцию, 16,7 млн тонн в Азию и 0,5 млн тонн в Латинскую Америку. . Несмотря на постпандемический экономический рост и динамичное восстановление спроса на газ, Африка смогла увеличить экспорт СПГ лишь на 2 млн тонн по сравнению с кризисным 2020 годом. Трубопроводный экспорт в Испанию и Италию из Алжира и Ливии составил 35 млрд кубометров. Таким образом, в 2021 году Африка экспортировала в ЕС около 68 млрд кубометров.
Может ли Африка прямо сейчас увеличить экспорт в ЕС?
Да, оно может. Однако это будет в небольших объемах и предполагает переброску спотовых грузов СПГ из Азии в ЕС. В сумме такой маневр может дать около 10 млрд кубометров в год. Тем не менее ЕС должен будет предложить более выгодные цены, чем покупатели в Азии, Великобритании (также планирующей отказаться от российского газа) и Турции — одном из крупнейших импортеров в Средиземноморском регионе.
Африканских экспортеров газа можно разделить на две категории: имеющие свободные экспортные мощности (Алжир, Египет), но не имеющие достаточных запасов собственного газа; и те, у кого есть газ, но нет возможности его должным образом экспортировать (Нигерия, Мавритания/Сенегал и Мозамбик). Алжир и Египет предпринимают шаги по увеличению производства, но большая часть этого роста тратится на удовлетворение потребностей своих внутренних рынков (производство электроэнергии, промышленность, производство удобрений); объекты по сжижению строятся в Мавритании, Сенегале, Мозамбике и Нигерии, и именно из этих стран можно ожидать увеличения экспорта в среднесрочной перспективе.
Уже приняты инвестиционные решения по строительству новых экспортных мощностей в Нигерии, Мозамбике и на границе Сенегала и Мавритании. В общей сложности к 2025 году они добавят до 14 млн тонн СПГ в год (примерно 19,3 млрд куб. 2,5 млн тонн в год, а Coral South в Мозамбике даст 3,4 млн тонн в год. Инвестиционные решения по этим проектам были приняты в 2017-2019 годах, задолго до нынешнего этапа кризиса в Украине.
Но эта энергия предназначена не только для ЕС. Нигерия традиционно продает 50% своего СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион, а проект в Мозамбике также нацелен на рынки Индии, Китая и Японии. Наконец, спрос на СПГ постепенно возникает и в самой Африке (ЮАР и др.), так что часть газа может остаться даже внутри континента.
Стратегическая роль Африки
Если бы можно было отказаться от российских поставок в пользу африканских аналогов, ЕС давно бы это сделал. Эта задача стала приоритетной с 2008 года, когда тогдашний комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс посетил Нигерию для обсуждения транссахарского маршрута, и Брюссель стремился нарастить поставки из этого источника всеми силами, но без особого успеха. Выжать больше газа из Африки практически невозможно. Таким образом, основным бенефициаром отказа ЕС от российского продукта станут США, наряду с Катаром (где основным производителем является ExxonMobil). Израиль, Азербайджан и Иран также имеют хорошие шансы получить свою долю пирога.
В то же время Африка была и остается важным источником энергии для ЕС. В условиях продолжающегося кризиса давление на его страны с целью увеличения экспорта газа за счет внутренних рынков будет усиливаться, и уходящие из России западные мейджоры непременно обратятся в Африку в поисках ресурсной базы.
Текущая рыночная ситуация может оживить проекты, ранее считавшиеся нежизнеспособными, включая строительство трубопроводов через Сахару из Нигерии в Алжир, Восточно-Средиземноморский трубопровод или целых три новых проекта по экспорту СПГ с восточноафриканского побережья Мозамбика, Танзании. или Джибути.
С другой стороны, в ближайшее десятилетие газ будет играть ключевую роль в развитии энергетики и промышленности (производство удобрений, цемента, полипропилена и др.) во многих африканских странах. Основным странам-производителям, в первую очередь Алжиру, Египту и Нигерии, придется выбирать между удовлетворением растущего внутреннего спроса и соблазном наращивания экспорта.
Выбор приоритетов между экспортом и внутренним потреблением (больше поступлений в иностранной валюте или большее предложение для энергетического сектора и промышленности) определит роль Африки на мировых энергетических рынках в течение следующих 20 лет. Распределение газа между внутренним потреблением и экспортом будет зависеть, среди прочего, от решений правительства, часто принимаемых под давлением операторов, покупателей и стран-доноров.
Регуляторы и государственные компании в таких странах, как Мозамбик и Нигерия, часто принимают решения по рекомендациям иностранных консультантов, и такой выбор не всегда соответствует интересам принимающих стран. Алжир и Египет продвинулись гораздо дальше в развитии своих внутренних рынков и отдают им приоритет, но те же самые иностранные консультанты, действующие в тесном союзе с европейскими и транснациональными корпорациями, оказывают на них огромное давление, чтобы они отказались от субсидий, либерализовали свои рынки и разделить государственные монополии.
Но у ЕС все еще есть возможность. Разрушительный экономический кризис с резким падением спроса и производства электроэнергии в Алжире или Египте высвободил бы дополнительные объемы газа на экспорт (как это когда-то произошло с советским газом). Но такие кризисы были бы трагедиями и, к счастью, пока представляют собой лишь гипотетический риск.
Россия могла бы сыграть свою роль в поддержке и развитии африканских газовых рынков. Пока в Нигерии действовал офис «Газпрома», страна воздерживалась от одобрения (разорительных) решений по экспортным проектам, рассчитывая на сотрудничество с россиянами и прочими в развитии внутреннего рынка. Однако никаких инвестиционных решений принято не было, и Нигерия вернулась к своим старым методам: строительству новых мощностей по сжижению. «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» спорадически участвуют в проектах по разведке и добыче в Африке, фактически подыгрывая своим стратегическим противникам. Если они перейдут от этих проектов к освоению африканских внутренних рынков, выиграют и Россия, и Африка, но доказательств этому пока мало.