Российская нефтяная промышленность протестует против обрушения налогов — «Ъ»

Сообщается, что повышение сборов привело к отрицательной прибыли от производства и продаж на внутреннем рынке.

Крупнейшие российские нефтяные компании жалуются, что тяжелое налоговое бремя в сочетании с контролем над внутренними ценами на топливо приводит к отрицательной прибыли от производства и розничной торговли, сообщила во вторник деловая газета «Коммерсант».

Ранее в этом месяце несколько крупных компаний отрасли ответили на просьбу главы комитета по энергетике нижней палаты российского парламента Павла Завального оценить налоговое бремя и его влияние на цены на топливо.

Вопрос обсуждался в контексте зафиксированного в сентябре скачка оптовых цен на топливо и решительных шагов российских властей по сдерживанию этого роста. Тогда правительство ввело временный запрет на экспорт дизельного топлива и бензина. Впоследствии ограничения, связанные с дизельным топливом, были сняты, но запрет на поставки бензина из страны остается в силе.

По словам генерального директора российской «Татнефти» Наиля Маганова, повышение налогов на добычу и переработку, а также государственное регулирование цен привели к резкому падению прибылей розничного бизнеса. Он подчеркнул, что в результате отрасль становится непривлекательной для инвестиций и развития.

Маганов отметил, что при нынешних ценах на бензин налоговая нагрузка составляет 77,2%, на дизельное топливо — 77,3%. С учетом транспортных расходов налоговая нагрузка достигает 85,7%, сказал он. По словам топ-менеджера, «Татнефть» сейчас имеет отрицательную рентабельность производства и реализации топлива на внутреннем рынке.

Цены на нефть значительно выросли в третьем квартале

По данным «Сургутнефтегаза», налоговый сбор составил 110% от конечной цены реализации бензина и 102% — дизельного топлива. В компании добавили, что в настоящее время у нее не остается достаточно средств для покрытия всей суммы арендных налогов, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость (НДС).

Правительство России вводит изменения в налог на нефть с 2018 года, стремясь постепенно снизить экспортную пошлину на нефть и одновременно повысить НДПИ.

Пошлина, которая будет полностью отменена в 2024 году, используется для снижения цены нефти на внутреннем рынке и служит косвенной субсидией нефтепереработчикам. Власти предоставили местным нефтяным компаниям обратный нефтяной акциз и топливный демпфер, финансируемый за счет налогов на добычу нефти, чтобы частично компенсировать потерю субсидии.

Правительство планировало отменить демпфер в 2023 году, но решило сохранить его, а Минфин и Минэнерго в настоящее время обсуждают способы его финансирования. Ранее правительство неоднократно повышало НДПИ на нефть при аналогичных обстоятельствах.

Еще больше сюжетов об экономике и финансах — в бизнес-разделе NewsClick.

Вы можете поделиться этой историей в социальных сетях: