«Щелкунчик»: как Чайковский создал один из самых известных в мире балетов

В этом году «Щелкунчику» исполнилось 130 лет. Общепризнано, что этот шедевр, поставленный на музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского, является самым известным балетом в мире. Действительно, любой праздник Рождества или Нового года трудно представить без всем известных мелодий «Танец феи Драже» или «Русский танец». Так что удивительно, что когда «Щелкунчик» впервые был представлен публике, он был встречен довольно холодно.

Избавьтесь от балета».

Работа над «Щелкунчиком» далась Чайковскому нелегко. В 1890 году он получил заказ на одноактную оперу и двухактный балет от директора Императорского театра (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) Ивана Всеволожского. На следующий год Чайковский приступил к работе – и, судя по его письмам, это был для него довольно напряженный период.

Композитор, видимо, больше увлекался оперой, чем балетом. Он выбрал датскую пьесу «Дочь короля Рене» Хенрика Герца и начал сочинять оперу «Иоланта». В своих письмах Чайковский писал о том, что «Влюбилсяс «Иолантой». Он отметил, насколько увлекательной была работа, и что он ожидал «чтобы сделать их [the audience] крик.» Между тем, он сетовал на то, как «усталыйкаким он стал из «Щелкунчика» и как он хотел «Избавиться” этого.

Сюжет для балета Чайковский не выбирал сам – идею ему позаимствовал Всеволожский и балетмейстер Императорских театров Мариус Петипа. Сказка о Щелкунчике была первоначально написана немецким писателем-романтиком Э.Т.А. Хоффманом и впервые опубликована в 1816 году. Это гораздо более мрачная и жуткая сказка, чем могут себе представить те, кто знаком только с балетом. В 1844 году французский писатель Александр Дюма пересказал эту историю, сделав ее более легкой и подходящей для детей.

Хореограф Мариус Петипа, француз по национальности и не говоривший по-немецки, использовал для балета французскую версию. В своих первоначальных набросках либретто Петипа даже хотел сослаться на Французскую революцию и включил «Карманьолу» — песню и танец, популярные во время Французской революции. Однако позже концепция была изменена, и всякая связь с революцией исчезла.

«Иоланта» и «Щелкунчик» должны были быть исполнены в декабре 1891 года. Однако Чайковскому требовалось больше времени. В апреле того же года он написал своему брату о «кризис» он страдал и показал, что просил Всеволожского «не злиться» с ним и пусть представит оперу и балет в сезоне 1892-1893 гг. «Они думают, что я могу сесть и сочинить оперу за пять минут». — воскликнул Чайковский. На самом деле, это было напряженное время для композитора. В мае того же года он побывал в США и принял участие в открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке.

Инструмент с уникальными эффектами

И все же работа над «Щелкунчиком» заключала в себе больше, чем просто разочарование. Во время визита в Париж Чайковский обнаружил совершенно новый музыкальный инструмент под названием челеста, который был изобретен парижским мастером фисгармонии Огюстом Мюстелем и впервые использовался французским композитором Эрнестом Шоссоном.

«Я бы предпочел, чтобы это [celesta] никому не покажут» Чайковский писал в письме, отдавая распоряжения о транспортировке инструмента в Петербург. «Я боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов узнают об этом и воспользуются его уникальными эффектами раньше меня». Следует отметить, что два человека, упомянутые в письме, являются очень известными русскими композиторами.

Чайковский использовал челесту в музыке к Танцу феи сахарной сливы.

Смешанная реакция

Чайковский вспоминал, что закончил набросок к своему балету «с лихорадочной поспешностью» и «с постоянными сомнениями» в его компетенции.

Я сочинил балет с усилием, чувствуя упадок изобретательности.

Композитор сокрушался, что «Щелкунчик» — это «бесконечно хужечем его предыдущий балет «Спящая красавица».

В 1892 году Петипа передал работу над «Щелкунчиком» помощнику балетмейстера Льву Иванову, который завершил хореографию. Балет был представлен в декабре и вызвал очень неоднозначную реакцию. Критики назвали это «детский» и «скучный», а также обрушился на «отсутствие смысла».

Тем не менее балет остался в репертуаре и со временем выехал за пределы Петербурга. В 1919 году «Щелкунчик» впервые был поставлен в Большом театре в Москве. Впоследствии он претерпел множество преобразований, и каждая новая версия слегка меняла сказку. Многие критики считают, что одна из самых успешных версий «Щелкунчика» была поставлена ​​многолетним художественным руководителем Большого театра Юрием Григоровичем в 1966 году. Эта версия до сих пор идет в Большом театре и добывает билет на спектакль. в новогоднюю пору это непростая задача.

Что касается Мариинского театра, то на исторической сцене до сих пор идет версия «Щелкунчика», созданная Василием Вайноненом в 1934 году, а на новой сцене театра — современная версия, созданная художником Михаилом Шемякиным и балетмейстером Кириллом Симоновым.

Последняя адаптация немного мрачнее традиционной интерпретации. Версии Григоровича и Вайнонена — это милые сказки, в которых юная девушка Мари (иногда называемая русским именем Маша или Клара в других версиях) засыпает и мечтает, что она присоединяется к битве Щелкунчика против армии мышей. Затем Щелкунчик превращается в принца, который уносит Марию в королевство сладостей. Однако версия Шемякина и Симонова представляет собой историю одинокого ребенка, непонятого взрослыми. Маша пытается сбежать в своем воображении и в конце путешествия с Щелкунчиком превращается в сахарную фигурку на гигантском торте.

«Щелкунчик» по всему миру

Зарубежные зрители познакомились с «Щелкунчиком» только в ХХ веке. Первоначально только фрагменты балета исполняли всемирно известная балерина Анна Павлова и ее труппа, а также участники труппы Сергея Дягилева «Ballets Russes». Первопроходцу Дягилеву пришла в голову идея поставить традиционный балет, который мог бы стать долгоиграющим блокбастером, с целью поддержать его вечно отчаянные финансы, но он сделал ставку на другой балет Чайковского: «Спящая красавица». Его производство не имело успеха. Его протеже Джордж Баланчин, однако, добился именно такой дойной коровы с «Щелкунчиком».

Тем временем до Баланчина, в 1934 году, «Щелкунчик» был поставлен в Лондоне Николаем Сергеевым, хореографом, бежавшим из страны во время русской революции. Версия, в настоящее время исполняемая Королевским балетом, принадлежит Питеру Райту 1984 года и во многом следует традициям оригинальной хореографии Льва Иванова.

В США настоящей сенсацией стала баланчинская версия «Щелкунчика» 1954 года. На самом деле это была не первая версия балета, которую можно было увидеть на американской земле: в 1944 году она была поставлена ​​Уильямом Кристенсеном для балета Сан-Франциско. Но именно версия Баланчина превратила «Щелкунчика» в хит, который теперь с ошеломляющим успехом исполняется каждый год по всей стране. В 1993 году эта версия была использована в рождественском фильме с участием звезды «Один дома» Маколея Калкина в роли Щелкунчика.

Жертва отмены культуры

Несмотря на все успехи и более чем вековую историю, «Щелкунчик» пополнил ряды классических произведений искусства, недавно пострадавших от «культуры отмены». В 2021 году Берлинский государственный балет исключил балет из своего рождественского репертуара из-за опасений по поводу китайских и восточных танцев. Высказывались опасения, что спектакль содержал «расистские элементы». В том же году Scottish Ballet также решил заняться тем, что он назвал «неуместные культурные стереотипы». С этой целью компания обновила костюмы и хореографию в сценах, вдохновленных китайскими и арабскими мотивами. «убрать элементы карикатуры».

Тем не менее, несмотря на конфликты и препятствия, «Щелкунчик» вряд ли исчезнет со сцены по всему миру в ближайшее время. В чем секрет его успеха? Федор Лопухов, выдающийся ранний советский хореограф, которому приписывают сохранение большей части классического балетного наследия после революции, объяснял это так: «Щелкунчик» очень сложный. Проблема не в том, как разыграть историю, а в том, как ее интерпретировать. Вы должны погрузиться в глубины. В противном случае вы потерпите неудачу».