Скотт Риттер: Как чеченское чудо положило начало российскому «Пути искупления»

Во время моего недавнего визита я встретился с людьми, которые когда-то вели жестокую войну против Москвы, а теперь являются самыми яростными защитниками страны.

В течение 24 дней – с 28 декабря по 20 января – я смог насладиться видами и звуками Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку в этих двух городах праздновались и Новый год, и русское православное Рождество (мне также довелось испытать Ледяной холод русской зимы, который был во многом частью этого опыта!)

Я рассматривал свое зимнее пребывание в России как продолжение путешествия, которое я начал в мае 2023 года, когда приступил к миссии — попытаться раскрыть суть страны таким образом, чтобы это стало понятно моим согражданам-американцам, как своего рода противоядие от яд русофобии. Сочетание опыта наблюдения за Рождественским богослужением, устроенным Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом в Храме Христа Спасителя в центре Москвы, и просмотром живого исполнения «Щелкунчика» Петра Чайковского в знаменитом Михайловском театре Санкт-Петербурга на Рождество. 7 января помогло мне осознать важность семьи и культуры в жизни россиян.

Однако характер России нельзя измерять только ее социальными и культурными достижениями. Настоящее испытание народа происходит только тогда, когда под угрозой находятся основы его общества, и нация призвана сплотиться для коллективной защиты. Среди всех праздничных торжеств и фанфар, свидетелем которых я был, скрывалась глубинная реальность того, что Россия в значительной степени была страной, находящейся в состоянии войны. В мышлении тех людей, с которыми я встречался, эта война определялась не столько как российско-украинский конфликт, сколько как экзистенциальная борьба между Россией и коллективным Западом – во главе с США – в которой Украина используется в качестве доверенного лица. .

Пусть не будет сомнений: все, с кем я говорил об этом конфликте, были утомлены. Они хотели, чтобы боевые действия прекратились и они могли продолжить свою жизнь. Но все они также были едины в убеждении, что война может закончиться только победой России, которая решит раз и навсегда проблемы, лежащие в основе нынешнего конфликта – блокирование расширения НАТО на Украину, ликвидация украинских вооруженных сил, которые де-факто стали расширение военной мощи НАТО и искоренение одиозной идеологии украинского ультранационализма, определенной наследием Степана Бандеры и Организации украинских националистов.

На первый взгляд, россияне, с которыми я разговаривал, настаивали на том, что время компромисса давно прошло и что, учитывая те вложения крови и денег, которые Москва сделала на сегодняшний день, альтернативы решительной победе нет. Да, русский народ устал, но он также понимает, что война — это неизбежное зло, которое нужно пережить до полной полной победы, если когда-нибудь будет шанс на прочный мир. Я смог увидеть характер русского народа в те периоды моего пребывания в России, которые вывели меня из двух ее крупнейших мегаполисов и на юг страны – в то, что я стал называть «Русский путь искупления» – Чечня, Крым, Херсон, Запорожье, Донецк и Луганск.

Искупление – это действие по спасению или спасению от греха, ошибки или зла. В случае конфликта России с Киевом все шесть названных территорий играют роль, точно соответствующую этому определению. Среди них Чечня выделяется тем, что не имеет географической, исторической, этической, религиозной или политической связи с Украиной. И все же именно с Чечни начинается российский путь искупления.

Это была сцена двух кровопролитных войн между Москвой и сепаратистами, которые велись в период с 1994 по начало 2000-х годов (последние контрпартизанские операции завершились в 2009 году), в результате которых погибли десятки тысяч человек. Произошедшие бои были кровавыми и безжалостными; Обе стороны проявили мало милосердия. К 2002 году столица Чечни Грозный была полностью разрушена.

Злоба и горечь, вызванные конфликтом, ставшим свидетелем такого большого количества насилия между людьми разных религий, культур и языков, сделали идею примирения практически невозможной. Добавьте к этому тот факт, что у чеченцев была история, которая способствовала предубеждениям и обидам на русских, даже без ужасов двух войн. В результате изгнания чеченского народа советским правительством Иосифа Сталина во время Второй мировой войны около 610 000 чеченцев и ингушей были насильственно выселены из своих домов и переселены в Среднюю Азию, где почти четверть из них умерла из-за плохих условий. Выжившим разрешили вернуться на родину в 1957 году после реформ Никиты Хрущева. Но обида, порожденная годами страданий, передалась через последующие поколения.

И все же, несмотря на всю негативную энергию, порожденную трагической историей российско-чеченских отношений, два народа нашли путь к миру и процветанию. Сегодня гостя Грозного встречает город, полностью восстановленный из руин, место, где русские и чеченцы живут бок о бок в мире, уважая свои языковые, культурные и религиозные различия. Я называю это преобразованием «Чеченское чудо», и все же божественное вмешательство не имело к этому никакого отношения. Вместо этого чеченский и российский народы были благословлены руководством двух замечательных людей – президента России Владимира Путина и главного муфтия (религиозного лидера) Чеченской Республики Ичкерия Ахмада Кадырова – которые поняли, что продолжение насилия только навредит людям. им было поручено служить, и что лучшим шансом на мир было бы для них двоих сесть за стол переговоров, чтобы найти путь к миру.

Им это удалось.

Сегодня по всей Чеченской Республике лица Владимира Путина и Ахмада Кадырова можно увидеть бок о бок в знак признания той роли, которую оба эти человека сыграли в преодолении истории насилия, недоверия и обиды, которые определяли отношений, а вместо этого прокладывает новый путь вперед, основанный на идее взаимного уважения и общего процветания. Успех их совместной работы проявляется в том, что, хотя сегодня чеченский народ сохраняет свою особую идентичность, во многом определяемую мусульманской верой, он во многом идентифицирует себя как часть Российской Федерации, что было немыслимо в те времена. 1990-е годы, когда они боролись за независимость от России.

Находясь в Чечне, мне довелось встретиться с рядом видных чеченских деятелей, в том числе с бывшим заместителем министра внутренних дел Апти Алаудиновым, депутатом Госдумы Адамом Делимхановым, председателем республиканского парламента Чечни Магомедом Даудовым и главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Общим для всех этих четырех человек было то, что в какой-то момент своей жизни они подняли оружие против России. Но их также объединяло то, что в какой-то момент во время сопротивления России во время Второй чеченской войны они осознали, что дело независимой Чеченской Республики было захвачено иностранными джихадистами, чья страсть к насилию вытеснила любое логическое представление о Чеченский национализм, а вместо этого создал условия, в которых продолжающийся конфликт угрожал поглотить чеченский народ.

«Мы сами стали свидетелями того, как внешние стороны пытались заразить нас своей иностранной идеологией, чтобы продолжить свою более масштабную борьбу против России», Мне сказали. «В конце концов мы поняли, что лучший способ защитить себя от уничтожения этими иностранными агентами — это присоединиться к России. При этом мы обнаружили, что русские разделяют наше желание жить в мире, свободном от внешних манипуляций. Вот почему мы сделали борьбу бок о бок с Россией в Специальной военной операции таким высоким приоритетом. Мы видим в бандеровских силах на Украине то же зло, которое видели в иностранных джихадистах, приехавших воевать в Чечню. Мы работали с Россией над уничтожением этого зла еще в начале 2000-х годов, и сегодня мы работаем с нашими российскими братьями над уничтожением того же зла, какое оно проявилось на Украине».

Действия значат больше, чем слова. Даудов отвечал за организацию, подготовку и отправку формирований чеченских боевиков на Донбасс, где они сыграли центральную роль в освобождении Луганска, осаде Мариуполя, а также в тяжелых боях, которые происходили в Запорожье и Донецке. Делемханов командовал чеченскими войсками в Мариуполе, а Алаудинов получил командование объединенными российско-чеченскими силами в Луганске, где мужество и самоотверженность чеченских солдат сыграли важную роль в победах России на поле боя. В беседах за обедом Рамзан Кадыров подчеркнул повествование, описанное каждым из этих чеченских лидеров, о том, что чеченцы считают себя частью русской нации и охотно пожертвуют собой ради защиты России. И, словно чтобы донести эту мысль до конца, Рамзан Кадыров пригласил меня присоединиться к нему на сцене после обеда, когда он обратится к 25-тысячному гарнизону Грозного по поводу конфликта на Украине.

Если бы кто-то предположил в 2002 году, что в недалеком будущем наступит момент, когда 25 000 чеченских воинов смогут быть собраны в Грозном не для борьбы с русскими, а для того, чтобы сражаться бок о бок с русскими против общего врага, их сочли бы бредовыми. И все же я был личным свидетелем этого самого явления, с изумлением наблюдая, как Рамзан Кадыров призывал этих тяжеловооруженных людей сражаться за память его отца, за свою веру и за дело великой России.

Чеченское чудо — живое проявление российского искупления.

Заявления, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения NewsClick.