Цензоры и политики недовольны нашумевшей драмой, вызвавшей переполох в Киеве. Вот почему.
Культурная война между Россией и Украиной односторонняя. Для россиян ее вообще не существует – вне политики они не испытывают никакой неприязни к украинской культуре и находят ее весьма интересной. Тем временем киевские власти продолжают искать разногласия, которые можно использовать в своих целях.
В последние недели мы стали свидетелями нового поворота событий. То, что объединяет людей двух стран.
В начале декабря выйдут первые серии сериала. Слово мальчика: Кровь на асфальте были выпущены на российской потоковой платформе «Старт». Бюджет у проекта был не очень большой (около 1 миллиона долларов), актерский состав в основном состоял из малоизвестных актеров, а сюжет был достаточно необычным – основан на романе об уличной преступности в городе Казани конца ХХ века.
Тем не менее, сериал оказался успешным – его похвалили зрители и критики, о нем начали говорить в социальных сетях, и даже скептики признали, что он получился».неожиданно щелкнул» со зрителями. Он даже установил новый рекорд онлайн-просмотра в России.
Проблемы начались, когда люди в Украине начали смотреть. Оно понравилось как поколению Z, так и зрителям старшего возраста, что возмутило идеологических воинов Киева. Лояльные к власти влиятельные лица (или просто выполняющие свои договорные обязательства) раскритиковали всех, кто смотрел «сериал агрессора», и возмутились, что саундтрек стал популярен среди украинцев.
Что вызвало такую реакцию?
О чем сериал?
Действие происходит в Казани – столице российского региона Татарстан – в конце 1980-х годов. Война в Афганистане подходит к концу, и СССР вот-вот развалится. Районами города управляют разные банды. Они еще не превратились в ОПГ – они заселяют городские улицы и дворы, но криминальной деятельностью вроде рэкета и контрабанды пока не занимаются. Однако они начинают понимать, что «пришло время зарабатывать деньги».
В состав групп входят как взрослые мужчины, так и мальчики. Для них мир разделен на «паканы» [loosely translated as “boys”] – т.е. члены банды, и «чушпаны» – как они называют всех остальных. Пакан обладают высоким социальным статусом, но должны следовать строгим правилам – подчиняться приказам старших, никогда не отказываться от своих, соблюдать определенный уличный этикет.
Главный герой — 14-летний школьник по имени Андрей, который решает вступить в местную банду, чтобы перестать подвергаться издевательствам в школе. Ему нравится свобода и уважение, которые дает статус пакан. Но вскоре ситуация на улицах начинает меняться.
Сериал не затрагивает политику. Кажется, что перестройка, рост сепаратизма в республиках, реформы и политическая борьба происходят в далеком мире. Эти проблемы особо не затрагивают персонажей. Их интересует не общая картина, а повседневное выживание, завоевание уважения других, а иногда и любви.
Однако по устоявшейся традиции любой успешный российский кинопроект необходимо обвинять в той или иной пропаганде. Этот сериал не стал исключением.
Некоторые критики обвинили сериал в «романтизирующие бандиты». В определенных сценах образ членов банды действительно может показаться привлекательным – например, они помогают друг другу, заботятся о своих семьях и имеют свой кодекс чести. Но в конце концов чести у воров нигде нет. Персонажи становятся не героями, а скорее предателями или жертвами собственных правил.
Создатели сериала отмечают важный момент в одной сцене, когда паканы тренировка внезапно прерывается комментариями о судьбе каждого из членов банды — один погибает в перестрелке, другой — в тюрьме. Счастливый конец никого не ждет.
Помимо реалистичного ощущения трагедии, изобретательной операторской работы и прекрасной постановки массовых драк, Слово мальчика Есть еще одно уникальное преимущество: детали и персонажи 80-х и 90-х годов, которые появляются лишь в коротких эпизодах, но дополняют общий образ эпохи.
Уставший и злой школьный учитель, солдат, который любит описывать свою работу в стихах, и медсестра, которая ворчливо позволяет бандитам срочно эвакуировать друга из операционной, но категорически ставит точку в том, чтобы вынести его за дверь ногами. Все эти персонажи знакомы каждому, кто жил в России в 80-90-е годы или слышал о том времени от своих родителей. Многие такие фигуры все еще можно найти в современной России.
Столь реалистичные детали привлекают даже зрителей, обычно равнодушных к социальным и криминальным драмам. Сериал, возможно, не понравится иностранцам, хотя и опирается на классические принципы гангстерского кино и криминальных сериалов. Действительно, в определенном смысле это «потомок» таких шедевров мирового кино, как Крестный отец или Славные парни. Но для жителей постсоветского пространства история и ее окружение не просто знакомы, они чувствуют себя как дома. И это также верно для многих украинцев.
Почему это проблема для некоторых в Украине?
В Украине законодательно запрещены все фильмы, снятые в России после 1 января 2014 года. Украинцам также запрещено пользоваться российскими стриминговыми сервисами – даже пиратскими сайтами, зарегистрированными в Рунете. Все это является частью так называемого «идеологическая защита украинцев» от влияния Москвы – тот же закон, по которому украинца могли арестовать за исполнение русской песни 1990-х годов.
Поэтому неудивительно, что внезапная, хотя и вполне закономерная, популярность сериала Слово мальчика раздражает украинские власти. Министерству культуры Украины пришлось напомнить людям, что этот сериал, как и весь российский медиаконтент, запрещен, а просмотр его на российских платформах незаконен.
Центр стратегических коммуникаций министерства – основная задача которого – борьба «внешние угрозы» – подготовил целый аналитический отчет под названием «Что не так с «Словом мальчика».В этом репортаже украинские эксперты утверждают, что сериал прибегает к «стандартная российская практика: прославление тех, кто причинил много бед».
В то время как одни критикуют драму, другие направляют свой гнев на зрителей. Например, бывший лидер ультранационалистической партии «Украинская национальная ассамблея-Украинская народная самооборона» Дмитрий Корчинский довольно нелестно отзывался о потребляющих ее украинцах.
«Сегодня мне рассказали, что есть московский сериал «Слово мальчика». Сейчас он очень популярен, и его смотрит много молодых людей в Украине. Их не тошнит, они с удовольствием его смотрят, а его саундтрек входит в топ песен украинского YouTube. Эти идиоты – а мы нация идиотов – составляют большинство на YouTube». он сказал.
И, конечно, некоторые украинцы даже хотят»передать в СБУ [Security Service of Ukraine]«Все, кто смотрит сериал, включая своих родителей.
Особый интерес представляют комментарии украинцев, недовольных запретом. Две наиболее распространенные мысли: «Я буду смотреть то, что хочу,» и «Что мне смотреть, если в Украине нет хороших фильмов?»
Украинская правда
Украинское кино долгое время развивалось по той же линии, что и его российский аналог. В советские времена местные украинские студии иногда снимали фильмы, которые высоко ценятся и сегодня. Мультфильмы Киевнаучфильма 60-80-х годов – например, «Казаки», «Приключения капитана Врунгеля», и Остров сокровищ – были особенно успешными. Их до сих пор показывают по российскому телевидению.
Однако между кинематографом УССР и РСФСР было одно существенное различие: кинематографисты Советской Украины часто прибегали к темам, связанным с национальной историей и национальной гордостью, а факты часто приукрашивались. Эта тенденция продолжилась и в 90-е годы.
После распада СССР кинематографисты получили больше свободы и обратились к новым темам и форматам. Украинские режиссеры также экспериментировали с очень художественными фильмами, такими как драма 2008 года. Лас Менинасполучивший высокую оценку на международных кинофестивалях.
Однако большинство украинских фильмов 2000-х и 2010-х годов были либо очень простыми, либо откровенно неудачными. Проблема заключалась не в отсутствии таланта, а в отсутствии финансирования.
Российскому кино, которое также пережило трудные времена в 2000-е, удалось восстановиться благодаря корпоративному спонсорству и крупным спонсорам потокового вещания, таким как «Кинопоиск», Okko и «Старт». У Украины было меньше частных ресурсов для поддержки новых идей своих режиссеров и сценаристов. Поэтому многие кинематографисты рассчитывали только на поддержку Министерства культуры, которое, как оказалось, было занято схемами хищений.
Общая доля украинских фильмов в прокате составляет около 3%, причем ни один из украинских фильмов, вышедших в 2021 году, даже не вышел на уровень безубыточности.
На украинском телевидении ситуация немного лучше. Адаптации американских шоу имели успех. Такие программы, как Топ-модель по-украински [“Ukrainian Top Model”] и комедийный сериал Сваты [“Matchmakers”] были особенно успешными. По иронии судьбы, аудитория обоих шоу была в основном русской, а актерский состав Сваты были россиянами. Сериал Слуга народа тоже хорошо справился. Но главную роль в этом ситкоме сыграл комик, решивший пойти в политику – Владимир Зеленский. Итак Слуга народа быстро превратилась в политическую кампанию.
Учитывая все вышесказанное, кто может винить украинцев в желании посмотреть хорошо поставленный сериал со знакомым сюжетом и отсутствием политического нарратива, пусть даже местного «влиятельные люди» скажите, что это неправильно?
Почему это важно?
С 2014 года киевские власти активно пытаются отделить Украину от всего российского: в политике, экономике и культуре.
В каком-то смысле культурный аспект является самым важным и сложным. Легко настроить людей против политиков, а независимость от импорта часто выгодна для собственной экономики страны. Но украинская и российская культуры всегда были тесно связаны – это касается классического искусства, народных традиций и общей истории двух стран.
Слово мальчика на ум приходит простая истина: несмотря ни на какие запреты и угрозы, всем нравится хорошо написанная история на знакомую тему, помещающая зрителя в знакомую среду.
Киев может найти новых поставщиков военной техники и энергоресурсов. Но власть не может создать «новую» украинскую культуру и убедить свой народ в том, что русские — всего лишь враги и грубые карикатуры, с которыми они не имеют ничего общего.
В долгосрочной перспективе исход украинского конфликта будет определяться не только политическими переговорами, но также культурой и традициями.