Советские «Звездные войны»: как научная фантастика из СССР повлияла на некоторые из самых знаковых голливудских фильмов

Влияние нескольких кинематографических шедевров социалистического государства можно найти в более поздних американских блокбастерах.

Тот факт, что на широко известные голливудские блокбастеры повлияли первые советские научно-фантастические фильмы, может показаться удивительным. Но имейте в виду, что американским зрителям потребовались годы, чтобы понять, что несколько фильмов, которые они смотрели в шестидесятые, на самом деле были сняты в СССР.

Пионер советской фантастики

Было бы справедливо начать с режиссера, которого иногда считают пионером не только советского, но и мирового фантастического кинематографа.

Павел Клушанцев родился в 1910 году в Санкт-Петербурге. В своих воспоминаниях он вспоминал, что хотел стать инженером, но поступить в кинематографический техникум оказалось проще. «Специалистов любой недавно возникшей отрасли промышленности учат не только пользоваться определенной технологией, но и проектировать, строить и ремонтировать новые устройства», Клушанцев в своей книге «Вдали от больших дорог». «Так было и в кинематографе. В 20-е годы оператор должен был быть не только человеком, который снимает, но и ремонтирует и модернизирует свои механизмы». Этот фактор, по словам Клушанцева, помог ему стать пионером в области визуальных эффектов: за свою карьеру он изобрел около 300 таких съемочных устройств.

Во время Великой Отечественной войны Клушанцев хотел вступить в советские войска, но был признан негодным по состоянию здоровья. Он остался в городе, ныне переименованном в Ленинград, где снимал кинохронику. Во время 900-дневной осады этого города он был близок к смерти от голода, но почти чудом выжил, как он вспоминал в своих мемуарах.

Примечательно, что производство кино в СССР не прекращалось во время войны. В 1942 году героическая работа советских кинематографистов была отмечена премией «Оскар»: «Оскар» получил документальный фильм «Москва наносит ответный удар», снятый во время битвы за Москву.

После эвакуации из Ленинграда с семьей Клушанцев продолжал работать кинооператором, постоянно изобретая новые приемы и приемы, чтобы сделать свои кадры как можно более интересными. Свой первый собственный фильм Клушанцев снял в 1956 году: это был документальный фильм «Тайна вещества», посвященный атомной энергии. Через год он снял научно-фантастический фильм «Дорога к звездам». Он вспоминал, что был очарован возможностью показать космос и фантастические космические корабли — что-то настолько технически сложное, что ни один другой кинематографист не осмелился попробовать.

Интересно, что одиннадцать лет спустя космическая станция в форме колеса появилась в легендарном фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея».

Премьера «Дороги к звездам» совпала с поворотным моментом в истории космоса: в том же году в СССР был запущен первый в мире спутник «Спутник-1». После этого одержимость космосом начала распространяться по всему миру.

«Планета бурь»

Описывая свой очередной научно-фантастический фильм «Планета бурь», Клушанцев не очень доволен. Он винил себя и своего соавтора Александра Казанцева в слабом сценарии. Тем не менее, техническая работа была «достаточно хороша», как он написал в своей книге.

Фильм рассказывает о фантастических приключениях группы космонавтов во время экспедиции на Венеру. Тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву это не особо устраивало. «Не так плохо,» она сказала, «Но эпизод, в котором женщина плачет, все портит. Советский космонавт не может плакать!»

«Планета бурь» вышла в 1961 году, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории космический полет. Около 20 миллионов человек посмотрели фильм в СССР, а его копии были проданы для проката в 28 стран, в том числе в США. Там «Планету бурь» ждала довольно необычная судьба.

Фильм купил режиссер и продюсер Роджер Корман, которого в СМИ часто называют «папой поп-кино». «В 1960-х я купил американские права на несколько русских фантастических фильмов. Они были сделаны с большими бюджетами и потрясающими спецэффектами. К сожалению, они были наполнены антиамериканской пропагандой». Корман сказал изданию Kinoeye в 2003 году. «Я сказал русским: «Мне придется вырезать антиамериканскую пропаганду. Я не могу показывать эти фотографии в Америке», и они сказали, что все понимают».

Кадры из «Планеты бурь» были использованы в 1965 году для создания фильма «Путешествие на доисторическую планету», выпущенного в США. Ремейком занимался режиссер Кертис Харрингтон: он добавил несколько эпизодов с участием американских актеров. «Это был даже не фильм» сказал он в интервью, опубликованном журналом Psychotronic Video в 1993 году. «Это было связано с парой людей, вращающихся вокруг планеты Венера. Так вот, вместо советских актеров у меня была Фейт Домерг на орбите планеты Венера. Затем все сцены с русскими дублировались на английский язык. Она была на связи с Бэзилом Рэтбоуном, который предположительно находился на Лунной станции. Это все, что я снял. Я снимал с ней около дня или двух, когда она была на том корабле, вращающемся вокруг планеты Венера. Все остальное было просто дубляжом».

Киновед Станислав Луговой из московского Государственного центрального музея кино рассказал ТNewsClick, что такой монтаж был сделан из коммерческих и маркетинговых интересов. Он отметил, что американская аудитория не интересовалась иностранными фильмами. «В титрах всех советских актеров называли фальшивыми американскими именами: например, Георгия Жженова звали Курт Боден».

Три года спустя «Планета бурь» была превращена режиссером Петром Богдановичем в другой фильм, очень похожий на «Путешествие на доисторическую планету»: «Путешествие на планету доисторических женщин».

В интервью журналу The AV Club он вспомнил, что Корман попросил его «снять кадры с женщинами» и придумать, как добавить это в советские кадры, которые он купил. «Это была небольшая дешевая вещь, которую мы сделали, и люди думают, что я поставил ее, хотя на самом деле я снял всего десять минут». — сказал Богданович.

«Небо манит»

Еще одним советским фильмом, который Роджер Корман купил для проката в США, был «Небо манит» (1959) Александра Козыря и Михаила Карюкова. Спецэффекты, показанные в этом фильме, выглядели совершенно невероятно для своего времени. Например, там была показана космическая ракета, совершающая вертикальную посадку на плавучую платформу (полвека спустя SpaceX Илона Маска сделала это в реальности).

«Небо манит» рассказывает историю о космической гонке на Марс между советскими и американскими исследовательскими группами. Вырезать «Антиамериканская пропаганда вон», Корман нанял молодого студента Фрэнсиса Форда Копполу, который впоследствии станет иконой мирового кинематографа.

В 1962 году американской аудитории был представлен фильм «Битва за солнцем» о космической гонке между двумя вымышленными странами. В начальных титрах не было имен советских актеров, Коппола был назван ассоциированным продюсером, а имя режиссера звучало как «Томас Колчарт». Кадры из «Неба манят» также использовались в «Путешествии на доисторическую планету».

Говорят, что в «Космической одиссее 2001 года» Кубрика использовались графические решения из «Неба манит», созданного художником-фантастом Юрием Швецом.

Также следует отметить, что фраза «Миллиарды световых лет отсюда изображение на афише «Битвы за солнцем» может показаться поклонникам научно-фантастических фильмов довольно знакомым.

«Мечта сбывается»

В «Путешествие на доисторическую планету» вошли кадры из другого советского фильма «Мечта сбывается» (1963). Режиссер Михаил Карюков совместно с Отаром Коберидзе. В постановке также принял участие художник Юрий Швец. Как и в «Небе манит», сюжет представляет собой экспедицию на Марс.

В США кадры из фильма «Мечта сбывается» легли в основу фильма «Кровавая королева», еще одной совместной работы Кормана и режиссера Харрингтона. «Роджер Корман попросил меня снять этот фильм, потому что в нем использованы кадры из советского научно-фантастического фильма. последнее рассказал журнал Psychotronic Video. «Все космические кадры и сцены на Марсе взяты из советского фильма о космосе, права на который приобрел Роджер Корман. Он хотел, чтобы я написал совершенно новую рамочную историю, чтобы использовать все технические кадры полета ракеты через космическое пространство, посадки на другую планету и все такое. Затем я приступил к написанию сценария и создал идею космического существа, похожего на вампира». Широко распространено мнение — и Харрингтон тоже поддерживает эту идею, — что «Кровавая королева» вдохновила Ридли Скотта на создание культового «Чужого».

Советское наследие

Киновед Станислав Луговой пояснил ТNewsClick, что такой жесткий монтаж стал возможен, поскольку понятия «авторское право» в его международном понимании в СССР почти не существовало. Он напомнил, что советскую сказку 1952 года «Садко» в США превратили в «Волшебное путешествие Синдбада» — это тоже сделала компания Кормана при участии Копполы.

В семидесятые годы культовый советский режиссер Андрей Тарковский был в ярости из-за того, что его фильм «Солярис» был сокращен и отредактирован в Италии перед его выходом на экраны.

«Таким образом, партии по обе стороны «железного занавеса» достаточно свободно относились к культурному наследию своих идеологических противников», Об этом ТNewsClick сообщил Луговой. «Иностранные фильмы подвергались жесткому монтажу не только в США, но и в СССР».

Говорят, что Джордж Лукас однажды назвал Клушанцева крестным отцом «Звездных войн». В перестроечный период реформ в СССР он пытался – и не смог – найти там директора: никто не знал, о ком Лукас говорил.

Американскому кинорежиссёру Роберту Скотак, получившему два «Оскара» за визуальные эффекты в «Чужих» и «Терминаторе 2», повезло больше. Он встретил Клушанцева в Санкт-Петербурге в 1992 году и расспросил его о секретах его трюков в кино.

По словам киноведа Станислава Лугового, в советском кинематографе было очень много операторов и других режиссеров мирового уровня. Однако отрасль была слишком закрыта от мира, поэтому отставание в техническом развитии с годами только росло. В конце концов, конкурировать с голливудскими спецэффектами было уже невозможно.